Электробусы «на паузе»: Южно-Сахалинск останется без электрического транспорта?

0 9

Электробусы «на паузе»: Южно-Сахалинск останется без электрического транспорта?

Планы Южно-Сахалинска стать самым восточным городом страны с городским электротранспортом как минимум отложены. Реализация концессионного проекта, который мог бы вывести областной центр на второе место в стране по числу электробусов с ультрабыстрой зарядкой, прервана на этапе поиска потенциальных участников из-за недостаточного финансирования.

Стремясь к электротранспорту

Южно-Сахалинск исторически относится к тому меньшинству региональных центров России, который никогда не имел городского электрического транспорта. Самым населённым центром субъекта РФ без городского электротранспорта является Астрахань, где троллейбусное движение прекратилось в 2017 году, а трамвайное — в 2007. Троллейбусное движение прекращено и в более крупной Тюмени, где весь городской электротранспорт представлен единственным электробусом: машина работает регулярно уже пятый год, но продолжения поставок не последовало. Также больше Южно-Сахалинска по численности населения никогда не имевшие своего электротранспорта региональные центры Якутск и Сыктывкар, а также утратившие его в разные годы Тверь, Белгород, Грозный, Курган, Архангельск, Благовещенск и Псков. За последние 30 лет лишь Великий Новгород обрёл свою троллейбусную систему.

В такой компании сама постановка вопроса о запуске сети городского электротранспорта на Сахалине вызывает уважение. Вопрос появления электротранспорта в Южно-Сахалинске поднимался ещё в советские годы, но до каких-либо практических результатов дело ни разу не доходило. Последний раз троллейбусы в качестве выхода из транспортного кризиса предлагали в середине 2010-х. А в 2016 году был подписан протокол о намерениях испытания в Южно-Сахалинске трёх белорусских электробусов с зарядными станциями. До реализации намерений стороны так и не дошли, но мысли о запуске электротранспорта островитян не покинули. Тем более что в 2019 году на острове Сахалин была построена Сахалинская ГРЭС-2, сделавшая электроэнергию более доступной. Электробусам отвели важную роль в транспортной реформе, вступившей в активную фазу с 15 августа этого года. В начале этого года планировалась опытная обкатка электробусов российских производителей, однако она не состоялась. Масштабный проект для не самого крупного областного центра планировалось реализовать с федеральной поддержкой. Южно-Сахалинск стал участником пилотного проекта ВЭБ.РФ по модернизации систем электротранспорта в городах России, став самым малочисленным участником, а также единственным, не имевшим ранее городского электротранспорта.

В шаге от электробусов

Заручившись федеральной поддержкой, в Южно-Сахалинск пожаловал и концессионер. 25 мая этого года в администрацию Южно-Сахалинска поступило предложение ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск» о заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Южно-Сахалинске. ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск» зарегистрировано 18 апреля этого года в Москве. Основной вид деятельности — 49.31 «Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении».

Рассмотрев предложение потенциального концессионера, администрация Южно-Сахалинска 16 июня издала постановление № 1376-па о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях и объявила шестимесячные переговоры в целях обсуждения и согласования условий концессионного соглашения. Переговоры проводились в форме совместных совещаний с участием департаментов экономического развития, финансов, по управлению муниципальным имуществом, городского хозяйства, землепользования, архитектуры и градостроительства, дорожного хозяйства и благоустройства, правового департамента, а также отдела строительства администрации Южно-Сахалинска, МКУ «Управление капитального строительства».

Заседанием Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории города Южно-Сахалинска от 30 августа было принято решение разместить предложение ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск» о заключении концессионного соглашения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Также 31 августа администрация Южно-Сахалинска издала постановление № 2081-па «О возможности заключения концессионного соглашения…». Приём альтернативных предложений от потенциальных концессионеров, предусмотренный 115-ФЗ, начался с 1 сентября и должен был продлиться до 17 октября, а 18 октября планировалось подвести итоги.

Предметом сахалинской концессии являются транспортные инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства наземного электрического транспорта общего пользования: электробусное депо, зарядные станции и подвижной состав. Соглашение предлагалось заключить на срок в 96 месяцев (восемь лет) с момента его подписания. Концессионером планировалось привлечь 7,7057 млрд руб. инвестиций, включая 2,2217 млрд руб. капитального гранта.

При этом основные затраты проекта отведены на приобретение подвижного состава — 5,5 млрд руб. Стоимость строительства и реконструкции объектов капитального строительства — 1,9 млрд руб. Иные расходы концессионера запланированы в размере 300 млн руб.

Однако в последний рабочий день приёма заявок от потенциальных альтернативных претендентов на концессию 14 октября администрация Южно-Сахалинска издаёт постановление № 2580-па о признании утратившим силу ранее изданного постановления № 2081-па, в котором сообщается, что решение об отказе ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск» в заключении концессионного соглашения на предложенном условиям принято на основании п. 6 ч. 4.6 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», поскольку у муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» отсутствует ресурсное обеспечение для заключения и исполнения концессионного соглашения на условиях, предложенных ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск».

Сахалинский электробус: отложенный или отменённый проект?

Концессионер должен был на предоставленном в аренду земельном участке в Южно-Сахалинске на Воздушной ул., 18 построить электробусное депо, установить 20 зарядных станций мощностью 300 кВт (шесть в электробусном депо, 14 на городских остановках) и приобрести 105 электробусов.

Начиная с 1 декабря этого года, ещё до начала эксплуатации построенных объектов, концессионер имел право начать тестовую эксплуатацию не более чем пятью электробусами. А до 31 июля 2023 года концессионер должен был обеспечить ввод в эксплуатацию объектов, необходимых и достаточных для начала работы себя как перевозчика: ремонтной зоны, мойки, кабинета диспетчерской службы, медицинского кабинета, комнаты контролёров технического обслуживания. Весь объект соглашения должен быть введён в эксплуатацию до 31 декабря 2023 года.

После начала эксплуатации объектов концессии, каждый квартал концессионеру планировалась выплата эксплуатационного платежа общей суммой 12,8446 млрд руб.

На территории электробусного депо предусматривалось двухэтажное административно-бытовое здание, два навеса для размещения, хранения и зарядки электробусов с предварительными габаритными размерами

Приобретаемые полностью низкопольные трёхдверные электробусы с литий-ионными тяговыми батареями должны были служить не менее восьми лет, иметь длину не более 12,8 м, вмещать не менее 72-75 пассажиров, предоставляя пассажирам как минимум 27 мест для сидения, а также одно место для пассажиров-инвалидов.

Также предполагалось, что электробусы будут оборудованы аппаратурой спутниковой навигации, устройствами оплаты проезда (в том числе бесконтактной), датчиками подсчёта пассажиров, системой информирования пассажиров (аудиообъявления, бегущая строка), системой видеонаблюдения (не менее восьми камер), LED-мониторами в салоне, аппарелью для маломобильных пассажиров, системой книлинга, USB-зарядками в салоне (не менее четырёх блоков по два слота).

В качестве перевозчика концессионное соглашение предусматривало работу по восьми маршрутам. При этом транспортная работа должна была составлять не более 5,25 млн км в год, но не менее 35 тыс. км и не более 50 тыс. км в год на один электробус (от 8,75 до 12,25 тыс. км пробега за один квартал). Наименования и номера маршрутов, а также перечень промежуточных остановок в отдельном приложении к проекту концессионного соглашения не указывались, но описание улиц их следования и схемы маршрутов дают возможность сопоставить их с действующими автобусными маршрутами. Концессионным соглашением предусматривался перевод на электротягу действующих автобусных направлений:

№ 3 «Аэропорт — КПП Северный городок» (по ул. Ивана Куропатко, просп. Мира, 2-й Хабаровской ул.);
№ 4 «Авторынок Фёдоровка — ТЭЦ» (по ул. Ленина, Сахалинской ул., просп. Мира, далее кольцом по Украинской ул., пер. Энергетиков, 2-му Украинскому пер., просп. Мира);
№ 7пр «Сквер им. Пушкина — Сквер им. Пушкина» (кольцевой, против часовой стрелки; по просп. Победы, ул. Горького, Коммунистическому просп., Комсомольской ул., Сахалинской ул., Железнодорожной ул., просп. Победы);
№ 7ч «Сквер им. Пушкина — Сквер им. Пушкина» (кольцевой, по часовой стрелке; по просп. Победы, Железнодорожной ул., Сахалинской ул., Комсомольской ул., Коммунистическому просп., ул. Горького, просп. Победы);
№ 10 «КПП Северный городок — планировочный район Лиственничное» (по 2-й Хабаровской ул., пер. Горького, Советской ул., ул. Дружбы, ул. Ленина, просп. Победы, просп. Мира);
№ 34 «Дорожная больница — Авиационная ул.» (по Украинской ул., Карьерной ул., Крайней ул., просп. Мира, Сахалинской ул., ул. Ленина, Коммунистическому просп., ул. Горького, просп. Победы, Комсомольской ул., ул. Пуркаева, просп. Мира, Авиационной ул. (обратно также по ул. Ленина и Больничной ул.);
№ 62 «ДК Радуга — Сквер им. Пушкина» (по 2-й Красносельской ул., ул.30 лет Победы (обратно 2-й Хабаровской ул.), пер. Горького, Советской ул., ул. Дружбы, ул. Ленина, далее кольцом по Коммунистическому просп., ул. Горького, просп. Победы, ул. Ленина);
№ 63 «Аэропорт — Дорожная больница» (по ул. Ивана Куропатко, просп. Мира, Коммунистическому просп., ул. Ленина, Сахалинской ул., просп. Мира, Украинской ул.).

Готовы ли электробусы к Южно-Сахалинску?

Стремительно меняющаяся экономическая ситуация внезапно сделала Южно-Сахалинск неготовым к давно желаемым электробусам. Но готовы ли сами электробусы к Южно-Сахалинску? Даже основной потребитель электробусной техники в стране — Москва — получила в этом году всего несколько десятков машин. А ожидавшиеся к 1 апреля этого года два электробуса для Норильска не прибыли пока и этой осенью, хотя контракт с поставщиком техники не расторгнут.

Как отмечалось в аналитическом отчёте «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», презентованном 10 октября в Общественной палате РФ, электробусы являются наиболее зависимыми от комплектующих, переставших в последние месяцы быть доступными. Если для автобусов возможно прямое замещение девяти из 10 ключевых узлов, а для троллейбусов — восьми из девяти узлов, то у электробусов ситуация прямо противоположная. Полноценное замещение возможно только для двух из 10 ключевых узлов. Ещё три системы можно заместить с ухудшением эксплуатационных качеств, а по оставшимся пяти системам необходимы переработки конструкции для использования возможных доступных аналогов.

Так, установка упрощённой тормозной системы приведёт к снижению рекуперации, что отразится и на снижении пробега. Задние (ведущие) электропортальные мосты компании ZF типа AVE 130, интегрированные с электродвигателями, пока не имеют аналогов, в Китае существуют лишь прототипы у компании CDTL. Отечественные производители в состоянии изготовить электробус с мостом неэлектропортальной конструкции и тяговыми двигателями, но это повлечёт уменьшение пассажировместимости. Система управления мостами и двигателями нуждается в подборе аналогов и тестировании совместимости аппаратуры, равно как и вопрос подбора альтернативных системы охлаждения электропортального моста и тяговой электроники. Пантографы SCHUNK, используемые у электробусов с ультрабыстрой зарядкой, пока не имеют серийных аналогов для их замены.

Кроме того, в отчёте отмечалось, что эксплуатация электробусов обходится на 30% дороже троллейбусов.

Ранее в процессе переговоров по условиям концессионного соглашения от электробусов отказались в Курске: подписанный этим летом итоговый документ между концессионером и концедентом в качестве объекта соглашения указывает только трамвайную сеть города. Проект электрификации автобусных маршрутов, но в троллейбусном исполнении подготовлен для реализации в Воронеже.

Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

14 + семнадцать =