«Эти китайцы наворочали, ужас!»: чем DiDi собирается брать Казань?

0 0

«Эти китайцы наворочали, ужас!»: чем DiDi собирается брать Казань?

Промокоды как у «Ситимобила», карта как у Uber, ожидание дольше, чем у «Яндекс.Такси». Первый день работы агрегатора из Поднебесной в России.

«Сейчас хаос начнется, мне сегодня звонил оператор «Яндекса», видимо, водители от них бегут», — рассказывают сегодня таксисты. Под бренд китайского перевозчика таксопарки переходят поголовно: гарантированный суточный заработок у DiDi — 10 тыс. рублей за 35 поездок, что на 3 тыс. выше остальных агрегаторов. Но счастье продлится недолго, полагают эксперты «БИЗНЕС Online»: DiDi вскоре займет свою долю рынка и повышенные выплаты для водителей, а также бонусы для пассажиров уйдут в прошлое.

НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ НАБРАННЫХ ВОДИТЕЛЕЙ И БЕСПЛАТНАЯ ПОЕЗДКА В ПЯТНИЦУ

Сегодня утром Казань стала первым городом России, где заработал сервис заказа такси Didi. «Это большой день для нас», — объявила сегодня на брифинге в центре для водителей в БЦ «Рябина» руководитель отдела маркетинга DiDi Ольга Калинина. По ее словам, компания глобально влияет на города и инфраструктуру. В частности, в мире сервис объединяет сразу несколько услуг — не только такси, но и каршеринг, карпулинг (почти нет холостого пробега для водителей), доставку еды и др. Кроме того, у компании более 1 млн электромобилей на дорогах по миру. Правда, когда все это станет доступно в России, пока неизвестно — точных сроков в компании не раскрывают. Как и того, какие города Татарстана или РФ станут следующими на карте развития компании.

Одно из новшеств для России — усиленное направление безопасности для водителей и пассажиров. И те, и другие могут скрыть номера телефонов, а также нажать кнопку SOS в случае опасности. Пассажиры могут добавить в приложении близкие контакты и поделиться с ними маршрутом поездки. Преимуществом компании ее старший операционный менеджер Даниил Петин назвал безопасность, а также соотношение цены и качества. «Мы строим прозрачную платформу в приложении. Водители увидят сразу же, сколько им полагается выплат, бонусов, сколько они заработают. Мы предлагаем 5 процентов комиссии водителям с уже включенным НДС и без скрытых платежей. Водители, помимо бонусов и субсидий, могут получить 100 рублей за каждого привлеченного пассажира», — рассказал спикер. Он также сообщил приятную новость для казанцев — первая поездка в эту пятницу будет бесплатной (до 300 рублей).

Всего в Казани компания с конца июня набрала «несколько тысяч водителей», сообщил Петин.

Прояснились и правила подбора автомобилей. В официальном телеграм-канале «DiDi Россия» опубликован внушительный список с сотней моделей машин с указанием года выпуска, которые могут работать в DiDi. Например, Daewoo Nexia китайцы не готовы принимать как таксимобиль, а Audi и BMW могут выходить на линию, только если произведены не раньше 2004-го, Jaguar — от 2008 года. Российские LADA могут работать, только если год выпуска — 2010-й и выше.

«Эти китайцы наворочали, ужас!»: чем DiDi собирается брать Казань?

«Я КАК КАТАЛ, ТАК И БУДУ, А НА DIDI ПУСТЬ МОЛОДЕЖЬ ПЕРЕХОДИТ. Я ТАК, ЧИСТО ПОПРОБОВАТЬ»

Сегодня около 7:30 жители Казани, заблаговременно скачавшие приложение DiDi, получили push-уведомления и письма на электронный адрес о начале работы сервиса. Корреспондент «БИЗНЕС Online» зарегистрировался в приложении вчера и сразу же получил скидку 50% на первую поездку. Поиск машины в приложении занял всего 8 секунд, но, если до нажатия кнопки «Подтвердить» сервис обещал подать машину за три минуты, по факту пришлось ждать почти 13 — критично для офисных сотрудников. Сумма поездки из Ново-Савиновского района в центр Казани — примерно 160 рублей, но, учитывая упомянутую скидку, заплатить пришлось всего 80. Однако выгода оказалась фантомом — после двух утренних поездок наш корреспондент обнаружил, что в банковском приложении за обе совершенные поездки оплата списалась дважды. Впрочем, на следующий день средства в размере повторной оплаты поездки вернулись на счет нашего корреспондента.

Для сравнения: все другие службы такси сегодня заметно проигрывали для клиентов по стоимости поездки. Так, на Uber можно было бы доехать за 172 рубля (заявленное время ожидание авто — три минуты), «Яндекс.Такси» — 176 рублей (ожидание авто — пять минут), «Ситимобил» — 258 рублей (пять минут), Gett — 267 рублей (четыре минуты), «Таксовичкоф», совсем недавно зашедший на казанский рынок, — целых 388 рублей с 9–17-минутной подачей авто! Впрочем, повторный замер стоимости поездки показал, что практически все агрегаторы сравнялись по цене.

Поездка на DiDi началась с небольшого конфуза — водитель не мог разобраться, как же приступить к выполнению заказа в приложении. «Форма оплаты, сумма, куда ехать — все видно. А в DiDi ничего не видно, как у „Яндекса“. Это неудобно, — разочарован водитель. — Допустим, в такси „Татарстан“, „Лидер“, Gett эти данные видно… Похоже, новый сервис больше взял от Uber — схожая программа. И карта уберовская как будто. Обалдеть! Ну эти китайцы наворочали, ужас!» 

Впрочем, водитель соглашается, что привыкнуть к приложению можно, но сам не планирует этого делать, т. к. уже сотрудничает с другими сервисами — «Татарстан», «Лидер» и Gett, — перечислил он свой джентльменский набор. «Я как катал, так и буду, а на DiDi пусть молодежь переходит. Я так, чисто попробовать. Они что-то обещают в первые недели. А „Татарстан“ и „Лидер“ — самые надежные. Пожилые люди как катались годами на „Татарстане“ и „Лидере“, так и будут. Вон „Таксовичкоф“ пытался зайти на рынок. И этот так же».

«Яндекс.Такси» собеседника для работы тоже не устраивает. «Во-первых, клиентская база ужасная. Во-вторых, так же не видно данных поездки», — говорит он и демонстрирует, как можно работать в других сервисах, благо три смартфона это позволяют. Он показал нам, как выходить на линию в «Лидере» и «Татарстане» — несколько нажатий кнопок, и заявки буквально сыпятся («как из пулемета», говорит он). По словам собеседника, если водитель не берет заявку, в отличие от других сервисов, его за это не штрафуют. Заявки звенят непрерывно, ему приходится отключить смартфон, чтобы не отвлекаться от дороги.

Сколько водителей нанял DiDi в Казани, собеседник газеты оценить не смог. «Я в три часа ночи смотрел в приложении — в центре таксистов в DiDi было… кошмар! — говорит он. — Сейчас хаос опять начнется. Когда „Ситимобил“ вышел на рынок, такой хаос был! Клиентская база других сервисов сразу сократилась. Мне сегодня даже звонил оператор „Яндекса“ и спрашивал, на линии ли я. Я разговаривать с ним не стал. Уже, видимо, водители от них бегут».

Напоследок водитель говорит, что по пятницам клиенты смогут ездить на DiDi бесплатно — до 300 рублей. На нашу робкую попытку предположить, сколько же тогда сервис инвестирует в Казани, он коротко говорит: «Их проблемы».

Другого корреспондента «БИЗНЕС Online» водитель DiDi доставил на работу в 8:20, и оказалось, что у водителя, который ждет заказов с 4:30, это всего вторая поездка. В отсутствие спроса он даже перешел на «Ситимобил». Хотя в будущем обладатель авто, брендированного под китайский агрегатор, не сомневается, что будет ездить только под их новым флагом. К этому располагают условия работы, о которых, правда, водитель пока не до конца осведомлен. Но директор его таксопарка заверил, что в DiDi с надбавками и бонусами будет лучше. «Я никак не могу разобраться в приложении, где, что, как, какие надбавки, — сетует таксист. — Там, наверное, как и везде. Если 35 заявок сделаешь, то 10 тысяч выплачивают (для сравнения: у „Яндекс.Такси“ размер гаранта составляет 7 тыс. рублей за 35 поездок — прим. ред.). Но за день сделать… Смотря во сколько человек вышел на работу, если, как я, в полпятого, то 35 заявок еще можно сделать. А если человек вышел в 8–9 утра, то он уже не заработает столько».

«Эти китайцы наворочали, ужас!»: чем DiDi собирается брать Казань?

У собеседника издания явно накопился негатив к предыдущим работодателям. «В карантин активно работал, но „Яндекс“ стал очень здорово зажимать водителей, — заметил он. — Очень душат — обещают за 18 поездок 1 тысячу рублей добавлять, но ничего не добавляют. Ребята говорят, когда мы обклеивались в DiDi, было положено 6 тысяч рублей доплат, но они [в „Яндексе“] находят любые причины, чтобы не платить. Ну и в „Ситимобиле“ такая же история. Кроме того, у обоих неотлаженная геолокация».

По словам водителя, в таксопарке, к которому он приписан, сейчас около 25 своих машин — все перешли на DiDi. Фирменная оклейка авто была бесплатной, агрегатор якобы сам оплачивал таксопаркам эти перевоплощения.

Чем приложение DiDi отличается от того же «Яндекс.Такси»? У китайского агрегатора есть отдельная кнопка «Вызвать полицию», а также возможность зайти на личную вкладку водителя, где можно узнать стаж его работы в сервисе и почитать о нем отзывы. Правда, в первый день работы агрегатора эта страничка пустовала.

«НАШ ВЫВОЗ ОЖИДАЕМО ПРОСЯДЕТ»

Однако счастье водителей и пассажиров будет недолгим, предрекают эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online». «Если пойдет слух о том, что в DiDi заработки на 10 или на 20 процентов выше, чем в среднем по рынку, туда сразу устремятся половина водителей, — говорит владелец одного из таксопарков „Яндекс.Такси“ Владимир Козлов. — Если заработки будут вполовину выше, туда устремятся все водители. И через 3–5 дней DiDi на халяву начнет убирать, как это было недавно с „Ситимобилом“».

Козлов убежден, что «какую-то долю рынка DiDi слопает», но удержит он ее или нет, будет зависеть от сервиса как для водителей, так и для клиентов, и от удобства приложения. «Многое зависит и от того, кто кому больше денег даст» — намекнул на бонусы для водителей и клиентов владелец таксопарка.

Другой собеседник нашего издания, представляющий еще одного перевозчика, указывает, что пока данных о фактическом оттоке водителей нет, они появятся после нескольких дней работы DiDi. «Но наш вывоз ожидаемо просядет, а вместе с нами — и у других операторов», — констатирует источник «БИЗНЕС Online». «Сейчас мы знаем только, что в водительских чатах и курилках многие водители — даже те, кто очень давно с нами или „Яндексом“, — зарегистрировались в программе DiDi, еще часть ожидает официального старта, — говорит собеседник издания. — Но водители все равно останутся в системе всех агрегаторов, этот сценарий все таксисты уже проходили не раз: заходит новый сервис, заливает рынок доплатами, водители зарабатывают, клиенты привыкают к промокодам… Доплаты заканчиваются, большие доходы — тоже».

«Эти китайцы наворочали, ужас!»: чем DiDi собирается брать Казань?

«Мы прогнозируем краткосрочный отток водителей, пока DiDi будет проводить маркетинговые активности, — сообщила нашему изданию представитель пресс-службы сервиса «Везёт» Мария Фойхт. — Уверены также, что водители станут совмещать сотрудничество с несколькими сервисами, так как этот сценарий уже использовался во время активной экспансии ЯТ и „Ситимобила“».

«Эти китайцы наворочали, ужас!»: чем DiDi собирается брать Казань?

«ЭТО ОЧЕНЬ КРУПНАЯ КОМПАНИЯ, ОНА БЫ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЗАШЛА К НАМ»

Сервис заказа такси Didi Chuxing в декабре 2019-го зарегистрировало в России юрлицо ООО «Диди Мобилити Рус», а в январе этого года участники рынка рассказывали РБК, что компания DiDi приступила к поискам главы российского офиса и других сотрудников. В Казани рекрутинг водителей для работы в DiDi начался в середине июля. В объявлении в соцсетях от имени компании сообщалось о поиске водителей в возрасте от 21 года со стажем от трех лет, в такси принимаются машины от 2004 г. в., а также марки авто LADA 2114, LADA 2115, Daewoo Nexia и т. д. Комиссия такси составляет 5%, еще 3% — комиссия партнера. Гарантированный доход для водителей — 400 рублей в час «даже без заказов».

При этом опрошенных газетой «БИЗНЕС Online» водителей система мотивации участников рынка на первый взгляд не впечатлила. «Нормальные водители со всеми „плюшками“ „Яндекс.Такси“ зарабатывают 600 рублей в час с учетом комиссии, — рассказывал месяц назад Козлов. — Обещание 400 рублей в сравнении с этим — такая хрень. Ради чего таксист будет менять место работы, когда 400 может сделать в „Яндексе“ запросто, а если он с головой, то и гораздо больше этой суммы?» Впрочем, он предположил, что водителей могут ждать и дополнительные бонусы.

Через две недели после появления новости о наборе водителей в Казани началась битва за кадры на рынке. Основные агрегаторы силятся удержать водителей повышением выплат и переманивают кадры у конкурентов. Проблему обострил и сезонный фактор — летом часть водителей возвращаются на стройки, к традиционным заработкам.

На днях глава АИР Талия Минуллина объявила, что Didi Chuxing начнет деятельность в Татарстане 30 августа. По ее словам, с компанией проводили встречи, есть надежда, что она разместится в Иннополисе как резидент. «Это очень крупная компания, она бы в любом случае зашла к нам. А так, если через нас, — лучше», — сказала она.

Didi Chuxing — китайский сервис для заказа такси, автобусов, лимузинов, частных авто — основан в 2012 году. Компания развивает такси-агрегатор и сервис каршеринга DiDi, а также занимается разработкой беспилотных такси. В 2016-м DiDi выкупила подразделение Uber в Поднебесной. По словам создателя компании и исполнительного директора Чэн Вэя, 80% таксистов в Китае используют систему DiDi, что делает ее монополистом.

Компания последние несколько лет покупает доли в перспективных предприятиях Латинской Америки, Азии и Восточной Европы. В августе 2017-го DiDi начала сотрудничество с эстонской транспортно-логистической организацией Taxify. Также в 2017 году DiDi вложила средства в сервис такси Careem, который в марте 2016-го объединился с американо-мексиканским сервисом Lyft и индийско-пакистанским Ola. Еще Didi инвестировала $100 млн в бразильский агрегатор «99». Китайская фирма объединилась с японской венчурной компанией SoftBank и инвестировала $2 млн в южноазиатский сервис Grab.

О том, что сервис может заработать в России, в 2017-м говорил глава российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. В ноябре 2016 года РФПИ через российско-китайский инвестиционный фонд вложился в Didi Chuxing.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

четырнадцать − 5 =