ФАС проверит тарифообразование на платной дороге Петербурга

0 0

ФАС проверит тарифообразование на платной дороге Петербурга

Трасс-тест

Управление ФАС по Петербургу после жалоб автомобилистов решило проверить обоснованность тарифов на проезд по Западному скоростному диаметру (ЗСД), открытому в 2016 году. Стоимость проезда выросла в январе 2020 года, до этого цены не менялись на протяжении двух с половиной лет. Оператор трассы утверждает, что для обладателей транспондеров повышение составило в среднем 16%, а при наличной оплате цены выросли на 50%. Собеседники “Ъ” связывают рост цен с отказом от прямой субсидии со стороны правительства города.

УФАС направило в АО «ЗСД» (принадлежит правительству Санкт-Петербурга), ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, оператор трассы; управляет на правах концессионного соглашения, основной участник консорциума — ВТБ) и губернатору Петербурга Александру Беглову запросы с просьбой обосновать причины повышения платы за проезд на платной трассе в 2020 году. Причиной в ведомстве называют «многочисленные обращения граждан».

ЗСД — скоростная внутригородская платная магистраль протяженностью около 47 км. Проходит по западной границе города от юга до севера, позволяя разгрузить центр. Центральный участок трассы был открыт в 2016 году. К дороге продолжают подключать новые развязки. По соглашению между АО «ЗСД» и МСС оператор получил трассу в эксплуатацию до 2042 года.

МСС ввела новые тарифы в январе 2020 года. «Изменения затрагивают тарифы для всех классов транспортных средств и при зональной тарификации (наличная оплата), и в рамках системы платности для пользователей транспондеров. При наличной оплате тариф изменяется до 150 руб. Стоимость проезда по большинству маршрутов для транспондеров изменится на 16%»,— говорилось в сообщении компании. В целом проезд по всем пяти зонам платной трассы при наличной оплате стал стоить не 500, а 750 руб.

Так, стоимость проезда на маршрутах по КАД от юга до севера выросли со 173 до 222,8 руб., от южного участка КАД до трассы «Скандинавия» — с 216,2 до 250,8 руб., от Богатырского проспекта до набережной Макарова — с 62,3 до 99,3 руб.

«В наибольшем размере меняется стоимость тех поездок, которые начинаются и заканчиваются на перегруженной развязке с Богатырским проспектом,— они достигнут уровня тарифов, установленных для развязки ЗСД с северным участком КАД. Такое изменение позволит перераспределить транспортный поток между двумя развязками и обеспечит улучшение транспортной ситуации»,— поясняли в МСС. Представитель УФАС сообщил “Ъ”, что большинство жалоб касается участка с Богатырским проспектом, где стоимость проезда выросла на 60%. Одновременно с повышением тарифов МСС, ранее выдававшая транспондеры бесплатно, с марта 2020 года продает их (1 тыс. руб.).

Почему упал трафик на платных трассах

Тарифы на платных трассах России не первый раз вызывают критику пользователей. Например, речь идет об участке М11 от Москвы до Солнечногорска, который стал одной из первых платных дорог (более 60% средств на строительство обеспечила частная компания). Пользователи неоднократно жаловались на высокие цены на проезд по нему (по сравнению с остальными дорогами). В конце 2015 года с просьбой обратить внимание на ценообразование в Минтранс обратился подмосковный губернатор Андрей Воробьев. А президент Владимир Путин 25 января 2016 года заявил, что по М11 «никто не ездит, вздули цены так, что проехать невозможно», после чего тарифы проверяла Генпрокуратура. Северо-Западная концессионная компания (оператор трассы) с февраля 2016 года понизила тарифы на 30%, но с тех пор постепенно возвращает их на прежний уровень.

Собеседники “Ъ” подчеркивают, что повышение цен на трассе ЗСД не превысило максимально допустимые значения.

Рост тарифов обоснован отсутствием субсидии со стороны бюджета Петербурга в 2020 году, говорит источник “Ъ”. В 2019 году она составляла 3,7 млрд руб., а в 2018 году — 4,1 млрд руб. Объем субсидий зависит от трафика на трассе, недополученную прибыль компенсировал бюджет. В 2019 году трафик на трассе составил 96,6 млн трансакций по сравнению с 88,4 млн в 2018 году, прогноз на 2020 год — 90–95 млн трансакций, следует из годового отчета АО «ЗСД». При этом, отмечает источник “Ъ”, количество пользователей, оплачивающих проезд наличными, составляет 5–7%. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка МСС в 2019 году составила почти 7 млрд руб., чистый убыток — 1,4 млрд руб.

В комитете по инвестициям Петербурга, который курирует инвестпроект, оперативно аргументировать повышение тарифов не смогли. В АО «ЗСД» на вопрос “Ъ” также не ответили. В МСС воздержались от комментариев до окончания проверки УФАС.

Яна Войцеховская, Санкт-Петербург

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

5 × три =