Как такси в Венгрии блокировали всю страну. Хроника четырёх замечательных дней

0 0

Как такси в Венгрии блокировали всю страну. Хроника четырёх замечательных дней

Как сообщает издание The Budapest Business Journal, в последние дни октября 1990 года цена на бензин в Венгрии резко выросла — примерно на 65%. В знак протеста против этого увеличения водители такси и частные перевозчики сначала заблокировали дороги в Будапеште, а затем по всей стране, парализовав движение на несколько дней. Это было настолько серьезно, что премьер-министр Йожеф Анталл был вынужден работать прямо на своей больничной койке, чтобы найти решение проблемы, которая в последующем стала известна, как «блокада такси».

Как такси в Венгрии блокировали всю страну. Хроника четырёх замечательных дней

Аэрофотоснимок перекрестка Budaörsi út и M1-M7, с Beregszász út слева и автосервисом на Boldizsár utca справа (Будапешт, район XI). Фото Фортепана / Золтана Салая

Делая все возможное для сокращения огромного государственного долга, унаследованного от предыдущего режима, правительству Анталла пришлось столкнуться с рядом серьезных конфликтов и конфликтов интересов. Тридцать лет спустя блокада такси в октябре 1990 года по-прежнему разделяет политиков и общественность: многие вспоминают ее как первую массовую демонстрацию в демократической Венгрии; другие считают это произвольным действием группы предпринимателей, парализовавшим работу других.

Официально о повышении цен было объявлено 25 октября, но этому предшествовали противоречивые слухи. 19 октября в Népszava появилась первая новость о возможном повышении цен под названием «Предательство: бензин будет стоить 56-62 форинтов», а 24 октября Мадьяр Хирлап сообщил, что с 29 октября бензин резко подорожает.

Государственное информационное агентство MTI сообщило, что повышение цен на бензин не входило в повестку дня заседания правительства 25 октября. Тем не менее, днем ​​на парламентской пресс-конференции было объявлено о повышении цен на топливо на 65%. По заявлению правительства, рост цен был вызван сокращением поставок советской нефти и Первой войной в Персидском заливе, которая началась 2 августа.

Возмущенные таксисты собрались 25 октября на Hősök tere в Будапеште, а затем на Kossuth tér, перед зданием парламента, где они встретились с министром транспорта Чабой Шиклошем, но он отказался принять их петицию.

Таксисты решили расширить свой протест: поддерживая связь друг с другом через свою радиосеть, они перекрыли все мосты в Будапеште, остановив весь транспортный поток города. С полуночи блокада началась по всей стране. К ней присоединились как частные, так и грузовые перевозчики.

На следующий день, 26 октября, движение по основным дорогам страны и в крупных городах было практически невозможно, транспорт также скапливался на границах. Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа, тогда известный как аэропорт Ферихедь, оказался недоступен в столице, работало только метро во внутренних районах города. Тем не менее, демонстранты разрешали проезд машинам скорой помощи, другим машинам оперативного назначения и грузовикам перевозить продукты питания через блокированные районы.

Официальный представитель правительства Балаж Ласло утром 26 октября назвал действия таксистов незаконными, сославшись на тот факт, что об этом не было заявлено заранее за 72 часа в соответствии с положениями Закона о собраниях.

Правительство определенно было застигнуто врасплох протестом; четверо из 11 министров находились за границей, а премьер-министр Йожеф Анталл был госпитализирован.

(Как теперь хорошо известно, но тогда еще не было информации, что у премьер-министра летом 1990 года была диагностирована неходжкинская лимфома. Ему сделали операцию всего за два дня до блокады, и он не дожил до окончания премьерского срока. Он умер в своём офисе 12 декабря 1993 года.)

Как такси в Венгрии блокировали всю страну. Хроника четырёх замечательных дней

Маргит хид (Мост Маргарет) во время блокады. Фото Фортепана / Золтана Салая.

Заказать любой ценой

В его отсутствие министр внутренних дел Балаж Хорват исполнял обязанности премьер-министра и объявил, что правительство намерено восстановить порядок всеми законными способами. В своём выступлении по радио и телевидению он оправдывал действия правительства и объявил о создании трех антикризисных групп.

В тот вечер президент Арпад Гёнц выступил по телевидению с публичным обращением, в котором предложил правительству приостановить процесс повышения цен на бензин, чтобы прекратить блокаду таксистов.

27 октября Венгрия в полной мере осознала полную блокаду своих дорог. Таксисты и грузовики, а также присоединившиеся к ним представители общественности парализовали страну. Дорожные баррикады были возведены примерно в 600 местах, в результате чего пострадало 105 населенных пунктов. В Будапеште, за исключением Цепного моста, были перекрыты все мосты через Дунай и заблокировано 25 основных перекрестков. Канцлер Германии Гельмут Коль и канцлер Австрии Франц Враницкий предложили свою помощь.

Переговоры между перевозчиками и правительством длились весь день. Вечером было решено опубликовать совместное заявление. При этом правительство объявило, что представит решение на заседании Согласительного совета, которое состоится 28 октября, посредством которого при определенных условиях может быть предусмотрена скидка в размере 10 форинтов за литр. Соглашение было обусловлено снятием блокады.

По предварительной договоренности между правительством и перевозчиками, в полночь начальник национальной полиции Дьезо Сабо призвал протестующих снять все барьеры.

К утру 28 октября блокада несколько ослабла, хотя далеко не повсеместно. В полдень в Министерстве социальных дел и труда началось заседание Согласительного совета, которое по требованию перевозчиков транслировалось в прямом телевизионном эфире.

От имени правительства переговоры вели министр промышленности и торговли Акос Петер Бод и министр финансов Ференц Рабар, рабочую делегацию возглавил Пал Форгач, президент Круглого стола профсоюзов и Демократической лиги независимых профсоюзов (FSZDL), и Шандор Надь, Национальная ассоциация венгерских профсоюзов, а работодателей представлял Янош Палоташ, президент Национальной ассоциации предпринимателей (VOSZ).

Заседание проходило под председательством Иштвана Орбана, вице-президента Венгерской торговой палаты.

Согласно договоренности, достигнутой в тот вечер, повышенные цены на бензин должны были быть снижены с полуночи 29 октября на 12 форинтов, и новые цены будут действовать до вступления в силу законов, касающихся либерализации цен.

Как такси в Венгрии блокировали всю страну. Хроника четырёх замечательных дней

Кошут Лайош тер (Будапешт, район V), ​​на заднем плане дом MTESZ слева. В центре справа — один из главных организаторов блокады такси, Пал Хорват. Фото Фортепана / Золтана Салая

Блокада снята

В течение нескольких часов после появления новости о соглашении блокада была полностью снята по всей стране, и движение транспорта было восстановлено.

После подписания соглашения премьер-министр Йожеф Анталл сделал телевизионное заявление со своей больничной койки, ставшее известным под названием «пижамное интервью». Анталл проанализировал ситуацию в стране, оценил компромиссы, позволившие разрешить кризис, и признал, что его правительство сделало ошибки при подготовке к объявлению о повышении цен на топливо.

Он сказал, что в этой ситуации нет ни проигравших, ни победителей, и пообещал, что правительство не будет преследовать участников «движения гражданского недовольства».

С такого расстояния блокаду таксистов можно было бы рассматривать просто как пример массовых промышленных беспорядков, но не все согласны с такой оценкой. В 2016 году Институт и Архив истории смены режима (Retörki) проанализировали события и предысторию блокады в двухтомном резюме на 700 страницах.

«Здесь программа забастовщиков заключалась в свержении правительства», — заметил Золтан Биро, генеральный директор Retörki, во время защиты диссертации. По его словам, «так Партия SZDSZ (Союз свободных демократов)
 хотела добиться того, чего не добилась на выборах».

Он добавил, что в те дни страна была близка к ситуации, когда развивалась гражданская война.

Впоследствии на весенней сессии парламента президент Арпад Гёнч представил законопроект об амнистии. Блокада такси привела к совершению преступлений сотнями тысяч участников по всей стране, поскольку демонстрация не была заявлена ​​за 72 часа до ее начала и парализовала работу коммунальных предприятий. С принятием Закона об общественной амнистии государство сняло все обвинения.

Политические партии также присоединились к аргументу: оппозиционные политики SZDSZ выступили на баррикадах, а правящий Венгерский Демократический форум попытался завоевать симпатии населения. Виктор Орбан, молодой лидер тогда еще либеральной оппозиционной партии «Фидес», заявил в своем выступлении в парламенте после трехдневного кризиса, что правительство страны солгало, поскольку отрицало готовность к повышению цен до объявления.

Как такси в Венгрии блокировали всю страну. Хроника четырёх замечательных дней

Örs vezér tere (Будапешт, район XIV), путепровод перед торговым центром Sugár. Фото Фортепана / Золтана Салая 

Блокада нанесла серьезный ущерб престижу правительства Анталла, провозгласившего «социальную рыночную экономику». Министр внутренних дел Балаж Хорват не смог справиться с ситуацией вместо больного Анталла; Президенту Арпаду Гёнцу удалось немного снять напряжение, заявив, что как глава государства и главнокомандующий армией он запретит ее развертывание. Множество простых сочувствующих встали на сторону таксистов, предлагая еду и питье тем, кто стоял на баррикадах.

Четырехдневную блокаду можно рассматривать как начало конца первого свободно избранного посткоммунистического правительства Венгрии, но также как первое серьезное испытание молодой демократии в стране. Однако по иронии судьбы, не очень активные Свободные демократы (SZDSZ), возродившаяся Социалистическая партия (MSZP) под руководством Дьюлы Хорна должны были пожать лавры неудовлетворенности, победив на всеобщих выборах 1994 года.

Успех блокады такси в основном объяснялся двумя факторами: в 1990 году в Будапеште было больше водителей такси, чем в Нью-Йорке. Согласно статье в издании Origo от 2005 года, в которой говорилось, что почти 20 000 водителей имели лицензии, а еще около 5 000 работали нелегально. По мере ужесточения правил в 90-е и последующие десятилетия все больше и больше людей отказывались от профессии.

(Примечание редактора: Когда я впервые приехал в Венгрию в 1998 году, мне сказали, что Габор Демски, мэр Будапешта с 1990 по 2010 год, умело боролся на своих первых выборах отчасти из-за того, что лучше других кандидатов узнал проблемы городских улиц, когда он работал таксистом.)

Еще одним фактором успеха было то, что у таксистов была сеть радиосвязи, которая в то время была доступна только полиции, службам скорой помощи и армии. До того, как сотовые телефоны стали широко доступны, CB Radio предоставила систему, которая позволила демонстрантам организовано парализовать страну.

В то же время наводит на размышления тот факт, что сообщения CB не были зашифрованы, поэтому любой, у кого была рация (в том числе у сотрудников правоохранительных органов), мог легко их прослушивать, но забастовщики всё же добились успеха. По некоторым данным, это было еще одной причиной введения так называемого стандарта CEPT, который практически похоронил CB-радио.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

10 + три =