Купе пять звезд
В Армению отправилось 22 новых пассажирских вагона российского производства. Еще пять вагонов будут отправлены до конца июня.
Олег Белозеров, Алексей Оверчук и глава ЕАБР Николай Подгузов провели церемонию отправки вагонов в Армению. Фото: Константин Завражин
Торжественное мероприятие по отправке вагонов прошло на территории Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) — ключевого производителя вагонов в России. Вице-премьер РФ Алексей Оверчук напомнил, что страны довольно долго обсуждали поставку пассажирских вагонов в рамках Российско-Армянской межправкомиссии. Передача вагонов Южно-Кавказской железной дороге (дочка РЖД, которая осуществляет грузовые и пассажирские перевозки в Армении) — это в том числе результат долгих переговоров, подчеркнул вице-премьер.
Россия — чистый экспортер вагонов. То есть поставляет такой продукции больше, чем импортирует. По данным Аналитического центра по внешней торговле при Минпромторге России (АЦВТ), количество экспортируемых вагонов в целом стабильно растет — если в 2015 году Россия экспортировала только 72 вагона, то в 2020 году это число достигло 373 (на сумму 194 млн долл.).
Партия из более 20 вагонов — это не просто крупная поставка. Данные АЦВТ показывают, что за последние 10 лет Россия поставила в Армению всего один вагон — это было в 2018 году. "Соглашение в рамках обновления парка подвижного состава Южно-Кавказской железной дороги обеспечит таким образом первые крупные поставки российских пассажирских вагонов в Армению за последние годы", — считают в АЦВТ.
По мнению Оверчука, развитие транспортной инфраструктуры в регионе Закавказья — как никогда важный вопрос сегодня. "Открываются совершенно новые условия для раскрытия экономического потенциала Армении. А это, в свою очередь, позволит в полной мере реализовать нашу евразийскую интеграцию", — сказал он.
Россия вместе с Арменией давно сфокусирована на создании на ЮКЖД безопасной железнодорожной инфраструктуры, рассказал глава РЖД Олег Белозеров. Сначала обновили тяговый грузовой подвижной состав. Теперь в рамках инвестиционной программы обновится пассажирский состав дальнего следования ЮКЖД. "Эти 27 вагонов — практически полная замена всего пассажирского состава", — подчеркнул Белозеров.
Вагоны выполнены полностью в соответствии с техническими требованиями армянской стороны. Они оборудованы всем необходимым для комфортного путешествия — кондиционерами, душевыми кабинами. В купе есть USB-розетки и скоростной Wi-Fi, эргономичные диваны, индивидуальные сейфы. ТВЗ провел уникальную работу — на лучшем мировом уровне, считает Белозеров, и пассажиры в Армении смогут получить высокий сервис.
Оверчук также выразил надежду, что люди, которые будут в Армении пользоваться этими вагонами, будут очень довольны, а из окон они будут видеть только мирные пейзажи.
Расширение географии поставок вагонов — хороший знак. Если до недавнего времени основными покупателями вагонов из России были Казахстан (в среднем 55% поставок в денежном выражении) и Беларусь (9% поставок), то сейчас экспорт вагонов активизировался. Появление новых географических направлений обеспечивает прежде всего Тверская область, констатируют в АЦВТ. Так, в 2020 году оттуда впервые осуществлены поставки 236 вагонов в Египет. Именно на Тверскую область приходится больше 80% производства вагонов в России.
Фото: Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Ирина Алпатова