Московские камеры берут на буксир

0 1

Московские камеры берут на буксир

Новые комплексы проверят шлемы у мотоциклистов, а также наличие ОСАГО и техосмотра

Столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) потратит более 3,27 млрд руб. на аренду 500 стационарных дорожных камер для нужд ГИБДД. В мэрии просят поставщика значительно расширить функциональные возможности приборов. Они, в частности, смогут фиксировать передвигающихся без шлема мотоциклистов, их опасные маневры между полосами, развороты и повороты, которые водители выполняют не из крайнего ряда, нарушение правил перевозки грузов и правил буксировки, а также выявлять в потоке транспортные средства без техосмотра и ОСАГО.

ЦОДД Москвы объявил тендер по аренде «оборудования для фиксации нарушений ПДД», сказано на сайте госзакупок, на эти цели выделено 3,27 млрд руб. Победитель установит 500 новых стационарных камер и будет их содержать в течение пяти лет. Сейчас, напомним, столичная система фотовидеофиксации состоит из 3,5 тыс. камер. До 2016 года власти покупали приборы в собственность, затем перешли на арендные отношения: с компанией «Алагер» был заключен контракт по аренде 500 камер. В конце 2021 года он истекает, камеры передаются в собственность города. В 2022 году их заменят на 500 новых в рамках упомянутого контракта, пояснили “Ъ” в ЦОДД.

В техническом задании (ТЗ) объявленного конкурса установлены новые требования к функционалу камер. Помимо стандартных составов — превышение скорости, выезд на встречную полосу, стоянка в запрещенном месте, движение по обочине — комплексы будут фиксировать движение мотоциклистов между полосами (штраф 1,5 тыс. руб.) и нарушение правил применения мотошлемов (штраф 1 тыс. руб.). ЦОДД планирует также проверять правила парковки (нарушением считается, если знак обязывает ставить машину параллельно тротуару, а автомобилист припарковался под углом; штраф от 500 руб. до 2,5 тыс. руб.), а также фиксировать поворот или разворот не из крайнего ряда (штраф 500 руб.). Камеры приспособят для проверки соблюдения правил перевозки грузов и правил буксировки, следует из задания.

«Указанные в ТЗ функции по умолчанию имеются в современных камерах,— пояснили “Ъ” в ЦОДД.— Если Госавтоинспекция примет решение контролировать одно из указанных правонарушений, комплексы будут технически к этому готовы».

Новые приборы установят в очагах аварийности, добавили в центре, а также на выделенных полосах.

Согласно ТЗ новые камеры будут выявлять и автомобили, не прошедшие техосмотра и не имеющие ОСАГО. С 1 марта 2022 года, напомним, вступает в силу поправка к КоАП, вводящая штраф в 2 тыс. руб. за управление транспортным средством без диагностической карты. Возможность дистанционной проверки наличия автогражданки, в свою очередь, обсуждается с 2015 года, а в 2019 году ЦОДД, ГИБДД и Российский союз страховщиков (РСА) тестировали систему, до реальных же штрафов дело не дошло. Оба упомянутых состава создадут большой поток запросов в информационные системы, поясняют источники “Ъ”. Ежедневно камеры в Москве фиксируют около 3,5 млн проездов автомобилей, по каждому надо будет проверить диагностическую карту (запрос в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД) и ОСАГО (запрос в информационную систему РСА АИС ОСАГО). Мощность ЕИАСТО, по данным “Ъ”, при увеличении потока запросов, может быть увеличена, а вот АИС ОСАГО, говорит источник “Ъ”, больше 58–60 тыс. запросов в сутки не обработает.

«Какая будет схема обмена информацией с новыми камерами, мы не знаем. Справимся ли мы с ней, оценить сложно»,— рассказали “Ъ” в РСА, поддержав планы ЦОДД.

Направление ежесуточно 3,5 млн запросов в АИС ОСАГО в РСА считают «самым затратным» сценарием. Более оптимальной страховщики считают схему, когда ГИБДД ежемесячно получает обновленную информации о действующих полисах и использует ее для проверки ОСАГО у машин: если камера выявляет нарушителя, тогда его и перепроверят через АИС. Нагрузка на систему, уверяют в РСА, будет на порядок меньше.

Передвижных камер фиксации нарушений становится меньше

Координатор программы «Мотограждане» Павел Сосков скептически относится к идее автоматического контроля движения между полосами. «Находиться в полосе рядом с автомобилем или другим мотоциклом водитель имеет полное право, поскольку в ПДД нет запрета на расположение нескольких транспортных средств в пределах одной полосы,— говорит он.— Непосредственно по разметке двигаться невозможно, она выпуклая и скользкая, особенно в дождь. Эта «пластиковая» разметка, которую наносят в Москве, не соответствует ГОСТу по коэффициенту сцепления, из-за чего происходит большое количество ДТП. Мы много раз поднимали эту тему».

Введение новых составов повлечет рост числа новых фиксаций нарушений, отмечает эксперт по дорожным камерам Григорий Шухман. «Учитывая, что речь идет в том числе о применении видеоаналитики на базе нейросетей, число ошибок будет, по крайней мере на первых порах, больше среднего,— прогнозирует он.— Соответственно, возрастет нагрузка на сотрудников ГИБДД, рассматривающих дела и выносящих постановления».

Наибольшие сложности могут возникнуть с определением наличия мотошлема, считают в ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации).

«Это действительно нетривиальная задача, и процент ошибок, скорее всего, будет высоким,— считают там.— Такие случаи придется тщательно разбирать». В ОКО также заметили, что «практики по отслеживанию перевозки грузов и контроля соблюдения правил буксировки» пока мало, понадобятся четкие критерии для «формирования доказательной базы, обучить и протестировать нейросети, а это не быстрый процесс».

Иван Буранов

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

5 × один =