«Подарок» к 55-летию: областной центр с давними троллейбусными традициями с июля станет просто Белгородом

0 0

«Подарок» к 55-летию: областной центр с давними троллейбусными традициями с июля станет просто Белгородом

Головокружение от успехов в создании нового автобусного парка и испытаниях электробусов привело руководство Белгорода к решению о полном закрытии троллейбусного движения. Последние три маршрута проработают только до конца июня, а сотрудники троллейбусного депо уже получили уведомления о сокращении их должностей. Весьма своеобразный «подарок» к грядущему 55-летию Белгородского троллейбуса.

2 июня глава Белгорода на встрече с журналистами подтвердил прекращение работы троллейбусов в городе, так как власти считают траты на реконструкцию и содержание троллейбусной сети нецелесообразными. Оставшиеся три маршрута планируют заменить автобусами с 1 июля: к тому закончится действующий контракт на обслуживание маршрутов электротранспорта. Тем временем, водителям и обслуживающему транспорт персоналу предложили перейти на работу на другие должности в операторе городских автобусов «Единая транспортная компания», либо уволиться. Сотрудники, которые не перейдут на другие должности, могут быть сокращены с 30 августа, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники в соцсети ВКонтакте.

Троллейбусное движение в Белгороде открыто 3 декабря 1967 года. На пике развития системы работал 21 маршрут, в обслуживании которых участвовали более 150 машин. В постсоветский период юридические лица, обслуживавшие троллейбусную сеть Белгорода, несколько раз менялись. Действовавшее с 1967 года МУП «Белгородское троллейбусное управление» с 2005 года заменило МУП «Белгородский элетротранспорт». Затем с 2012 до 2019 года троллейбусами занималось общее с автобусами МУП «Городской пассажирский транспорт».

С 2019 года троллейбусным оператором стало ООО «БЭСТ» (Белгородский электрический социальный транспорт), но в 2020 году оно реорганизовано путём присоединения к ООО «ЕТК» (Единая транспортная компания).

В 2019 году в Белгороде произошло событие, давшее одновременно как повод для оптимизма, так и отсутствие перспектив: на обслуживание троллейбусной сети был заключён двухлетний контракт, действовавший с 11 июля 2019 года по 10 июля 2021 года. От некогда обширной маршрутной сети в нём осталось только четыре маршрута. А о том, что и в их содержание вкладываться особо не хотят, говорила сумма контракта: она составила символическую сумму в 200 руб.

В прошлом году на обслуживание троллейбусных маршрутов был заключён муниципальный контракт № 2-2021 от 12.06.2021 со значительно боле весомой суммой стоимостью 232,732 млн руб., который действует с 11 июля 2021 года по 30 июня 2022 г. Первоначально в нём было два магистральных маршрута: № М8 «БГТУ — Аэропорт» и № М9 «Железнодорожный вокзал — Аэропорт». Маршрут № 8 «БГТУ — Аэропорт» преобразован в магистральный № М8. Маршруты № 1 «Аэропорт — Железнодорожный вокзал» и № 4 «Железнодорожный вокзал — Аэропорт», чьи трассы различались лишь в части города близ железнодорожного вокзала, объединены в маршрут № М9.

Меньше, чем через месяц после интеграции троллейбусов в маршрутную реформу, маршрут № М9 разделился на два. С 5 августа 2021 года фактически в город вернулись работавшие до этого «единица» и «четвёрка», но уже под замысловатыми №№ М9/1 и М9/4. А с 16 сентября маршрут № М8 стал следовать кольцом через ул. Костюкова, ул. Губкина и ул. Королёва, как делал прежний № 8 до лета 2020 года.

Сейчас общий выпуск троллейбусов составляет 23 машины в будни и 17 в выходные дни, из них более половины приходится на маршрут № М8: 13 в будни и девять в выходные дни. На маршрутах №№ М9/1 и М9/4 выпуск одинаков: по пять машин в будни и четыре в выходные дни.

Средний возраст подвижного состава в городе 10 лет. По этому показателю техника сильно уступает автобусам созданного с нуля автобусного парка ООО «ЕТК», который в начале этого года получил очередные 100 газомоторных автобусов ЛиАЗ-5292.67. До этого 30 аналогичных автобусов пополнили автопарк в 2019 году, а в 2020 году — 65 машин. Все действующие белгородские троллейбусы относятся к двум закупочным партиям: 2011 года (30 полунизкопольных Тролза-5275.07 «Оптима») и 2013 года (20 низкопольных БКМ-42003 «Витовт»). В более позднее время усилий местных властей хватило лишь на проведение в начале 2016 года тестовых испытаний троллейбуса с увеличенным автономным ходом Тролза-5265.00 «Мегаполис». В следующий раз новая техника на троллейбусных линиях появилась лишь в прошлом году, когда на трёхмесячные испытания в Белгород поступил электробус с ультрабыстрой зарядкой КАМАЗ-6282, аналогичный тем, что массово работают в Москве. Смыслом тестирования, закончившегося в январе, стало сравнение эксплуатационных показателей транспорта, питающегося от контактной сети и от зарядной станции.

До начала 2010-х гг. белогородский троллейбус сдавал позиции незаметно для окружающих. Количество подвижного состава на линиях постепенно сокращалось, но сами маршруты продолжали работать. Затем дело дошло и до отмены маршрутов:

в 2014 году закрыт троллейбусный маршрут № 15, следовавший в загородный посёлок Майский;
в 2015 году закрыты маршруты № 6 «Железнодорожный вокзал — Авторемзавод» и № 7 «Аэропорт — БГТУ»;
с января 2017 года остановилась работа троллейбусов на маршрутах № 9 «Энергомаш — ЗМК», № 9к «ул. Королёва — ЗМК», № 9с «Спутник — ЗМК», № 10 «Энергомаш — Витаминный комбинат», № 13 «Аэропорт — ЗМК», № 16 «Аэропорт — Спутник»;
летом 2019 года закрыт маршрут № 2 «Железнодорожный вокзал — КАЦИ»;
в 2021 году закрыт маршрут № 5 «Железнодорожный вокзал — ул. Железнякова», не включённый в новый муниципальный контракт.

Постепенно на необслуживаемых направлениях демонтировалась и контактная сеть, что делало невозможным возобновление движения троллейбусов. До этого маршруты могли на время отменяться, но затем возобновляться. В 2010-х гг. такое происходило с маршрутами №№ 5 и 10. В 2018 году демонтирована троллейбусная линия от кольца «Спутник» до посёлка Майский, где некогда ходил маршрут № 15. В 2019 году демонтирована контактная сеть по Рабочей улице по трассе маршрута № 10, по Преображенской ул. на трассе бывшего маршрута № 6 и на Магстральной ул. по трассе маршрута № 16.

В прошлом году автобусами заменён один троллейбусный маршрут в Воронеже. В то же время многие города России не разделяют позицию Воронежа и Белгорода о бесперспективности троллейбусов. Новые линии открыты в прошлом году в Казани, Новороссийске и Иванове. В этом году строится линия в Чите. С января расконсервированы ранее закрытые троллейбусные линии в Волгограде и Пензе. Санкт-Петербург в ближайшие два года обновит около трети своего парка: уже заключены контракты на поставку около 300 машин. Комплексная модернизация троллейбусного хозяйства начата в Брянске. Перестроят всю сеть и в Челябинске, где заключена первая в России троллейбусная концессия.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

один + 3 =