Рынок такси: цена цифровизации

0 0

Рынок такси: цена цифровизации

Месяц назад в Нижнем Новгороде прошел межведомственный рейд по проверке работы городских служб такси. О результатах рассказали все средства массовой информации, поскольку цифры просто убийственные: 90% остановленных таксистов работают без специального разрешения. Казалось бы, властям нужно бить тревогу и быстро принимать решительные меры. А что на деле? А на деле – тишина. Видимо, обилие автомобилей с надписью «такси» на улицах Нижнего притупляет реакцию чиновников, хотя за рулем этих машин – вовсе не таксисты, а в основном обычные «бомбилы». И самое интересное – большинство нижегородцев тоже всё устраивает: да, не без «косяков», да, «бомбилы» – зато их много и услуга дешевая! При этом мы бы вряд ли простили властям такие же нарушения в других сферах. Представьте: «90 процентов врачей в Нижнем работают без лицензии» или «90 процентов продуктов в магазинах – без сертификатов качества». Так почему же к таксомоторным перевозкам такое отношение? Попробуем разобраться.

Перекос на перекосе

«За кадром» прошедшего 30 января рейда остались еще некоторые детали: помимо отсутствующего спецразрешения, нарушители не имеют соответствующего полиса ОСАГО, путевого листа, у многих отсутствует информация о компании-перевозчике и даже водительские удостоверения российского образца. Складывается парадоксальная ситуация: рынок таксомоторных перевозок в Нижнем абсолютно «пиратский», хотя улицы пестрят автомобилями в раскраске известнейших брендов – «Яндекс.Такси», «СитиМобил», Gett, Uber… Впрочем, слово «хотя» – неправильное. Этот рынок стал именно таким благодаря вышеперечисленным компаниям-агрегаторам. 

Все они, по сути, только мимикрируют под таксомоторные службы, а на деле вовсе не подчиняются законодательству, которое регулирует эту сферу пассажирских перевозок. Когда речь заходит об ответственности, все эти компании оказываются всего лишь проводниками информационных услуг.

Но при этом агрегаторы сегодня добились главного – формирования тарифов на рынке такси.

И это очередной перекос, который лучше всего понять с помощью простой аналогии. Просто представьте себе такой факт: «Цены в продуктовых магазинах устанавливают охранные предприятия». Или такой: «Стоимость платных операций в клиниках регулируют поставщики медицинской униформы». Нонсенс? – но на рынке такси это почему-то работает! Услуга по быстрому соединению таксиста и пассажира – только часть таксомоторного бизнеса, и далеко не самая затратная.

В областном министерстве транспорта в ответ на запрос «Репортёра-НН» признают, что нужно что-то делать, но корень проблемы, похоже, не замечают.

Из официального комментария министерства транспорта Нижегородской области:

«Рейды будут проводиться на регулярной основе. За выявленные нарушение на водителя легкового такси будут составляться административные протоколы и возбуждаться административные расследования. В качестве обеспечительной меры будет выбираться задержание транспортного средства и перемещение его на специализированную стоянку. Если вина водителя будет доказана, то административный протокол будет составлен также и на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, которые были организаторами деятельности по перевозки пассажиров легковым такси в регионе».

«Если вина водителя будет доказана»… Как раз это сделать совсем несложно – безнаказанными обычно остаются именно компании, предоставившие своё имя водителю-частнику в качестве официальной вывески.

Как устроен рынок

Приход IT-агрегаторов в сферу таксомоторных перевозок при желании можно даже назвать революцией на этом рынке – если вспомнить, что революция как раз и означает уход от подчинения прежним законам.

А по сути это обычный сетевой маркетинг. Сама компания-агрегатор занимается исключительно виртуальными услугами, не связываясь напрямую с капризным «железом» или непредсказуемым «человеческим ресурсом». Подключают водителей к мобильному сервису официальные представители агрегаторов – только в одном Нижнем таких «виртуальных таксопарков» около 400. Почему «виртуальных»? – потому что никаких расходов традиционного таксопарка эти компании-«подключашки» не несут.

Рынок такси: цена цифровизации

В интернете — горы рекламы: вас подключат к любому такси за 10 минут и без лицензии

В итоге сегодня основная часть водителей такси на улицах города – не профессионалы, а именно совместители, подработчики. Профессия обесценилась, хотя не стала менее требовательной к навыкам. Таксисты всё также управляют потенциальным орудием убийства, всё также несут ответственность за жизнь и безопасность граждан. В этом смысле уровень подготовки таксистов должен оставаться не менее высоким, чем у медиков или, к примеру, полицейских. Снова никуда не деться от аналогий: вы бы доверили свою жизнь медику-совместителю, полицейскому-совместителю?

И где-то на периферии этого рынка сегодня находятся традиционные таксопарки – с механиками, медработниками для проверки состояния здоровья водителей, ремонтными площадями, мойками и стоянками. А еще – с налоговыми отчислениями, которых счастливо избегают «бомбилы». Понятно, что работа таксопарков полностью подзаконна, а следовательно, и более затратна – но цены на рынке формируют не они. В итоге «революция» привела к тому, что таксист-профессионал стал анахронизмом.

Считают ли это нормой в контролирующих органах и властных структурах? – наверное, нет. По крайней мере, на словах. Предпринимаются ли какие-то шаги устранить перекосы рынка? – эксперты надеются, что это произойдет уже в ближайшее время.

Сергей Бугаев, руководитель Ассоциации таксомоторных перевозчиков Нижегородской области:

– Представители нашей организации готовы в любой день и час принимать самое активное участие в работе рейдовых комиссий. В минтрансе Нижегородской области создана межведомственная комиссия по совершенствованию работы такси, обозначен план работ и мероприятий. Но пока активных организационных предложений со стороны минтранса после рейда 30 января нам не поступало. Уверены, что работа в этом направлении будет продолжена, а мы, как отраслевое сообщество всегда готовы оказать свою поддержку.

Каким должен быть выход?

Всё очень просто: все участники рынка таксомоторных перевозок должны подчиняться единым правилам. Сложно играть в футбол с командой, которая играет в регби! У всех официальных представителей компаний-агрегаторов, как и у традиционных таксопарков, должны быть рычаги контроля за техническим состоянием автомобилей, состоянием здоровья своих водителей, полный пакет разрешительных документов и налоговая прозрачность.

Разумеется, никто не оспаривает инновационность системы онлайн-заказа такси – но регистрация в мобильном приложении еще не делает из водителя таксиста, а получение ID от агрегатора еще не превращает фирму-«подключашку» в таксопарк.

Понятно, что федеральное законодательство устарело. Законопроект, предусматривающий новые реалии, стараниями «агрегаторного лобби» пылится на полках не первый год. И в этих условиях именно у региональной власти появляется возможность заявить о себе на всю страну, приняв адекватные нормативные акты.

Какие-то шаги областной минтранс уже запланировал:

«Министерством в настоящее время вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты в части отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эту деятельность к определенной категории риска. Это позволит министерству проводить в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с высоким уровнем риска плановые проверки по исполнению законодательства, регулирующего таксомоторные перевозки».

«В результате должен быть наведен порядок на рынке таксомоторных перевозок и обеспечена безопасность пассажиров», – этими словами оптимистично завершается комментарий министерства. Отлично, когда чиновники верят в то, что делают!

Дешевизна против безопасности

А что же сами пассажиры? Для многих приложения в смартфоне от различных служб такси стали привычными помощниками. Готовы ли они платить за легальность такси и, главное, за свою собственную безопасность дополнительные деньги? Это, пожалуй, самый сложный вопрос – скорее, из разряда философских.

Начать нужно с того, что всегда будет определенный процент людей, для которых дешевизна – главный фактор, позволяющий смириться с какими-то возможными рисками. Мы сознательно исключили из этой статьи все недавние видео с таксистами-неадекватами, хотя понимаем, что они могли здорово украсить текст. Сюда же отлично подошли бы фото ДТП с таксистами-лихачами – но тоже опустим. И хотя таких случаев с каждым днем всё больше, не для всех пассажиров они являются аргументами.

Завершим тем же, с чего начинали – аналогиями. Наверняка среди читателей этой статьи есть те, кто остались недовольны жестким госрегулированием цен на алкоголь, то есть люди, готовые смириться с определенным процентом смертельного «палева» ради дешевизны. Экономные авантюристы, верящие в счастливый случай…

Нужно ли государству в случае с рынком таксомоторных перевозок идти на поводу у такой же категории граждан? Принцип «дешево, но сердито» всегда работает до случая – пока не становится слишком сердито. Пройдена ли эта грань? Или подождать новых видео разборок, убийств и избиений?

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

12 + двенадцать =