Великий Новгород: троллейбусы растворятся в газовой дымке?

0 4

Великий Новгород: троллейбусы растворятся в газовой дымке?

В список городов, решившихся ликвидировать городской электротранспорт, уверенно готов войти Великий Новгород. В первый день февраля на брифинге в областном минтрансе обсуждался вопрос перевода всех троллейбусных маршрутов областного центра на газомоторное топливо. Между тем, в Минтрансе России не считают использование газомоторных автобусов столь же экологически безопасным, как троллейбусов.

Троллейбус: молодой, и уже старый?

Троллейбусное движение в Великом Новгороде было открыто в октябре 1995 года, став первой системой электротранспорта, открытой в постсоветской России, и одной из самых молодых в стране. Троллейбусы маршрута № 1 пошли от Троллейбусного депо, в роли которого выступила часть площадки автотранспортного предприятия МУП ПАТ-2, до Нехинской улицы.

Разово вложившись в крупный инфраструктурный проект, в дальнейшем город не смог поддерживать состояние системы электротранспорта на стабильном уровне. В 1998 году была открыта вторая линия к железнодорожному вокзалу, а количество маршрутов достигло до трёх: маршруты попарно связали все три конечные точки сети. Скорее по инерции в 2005 году было построено небольшое ответвление от первой линии к расположенной сразу за городской чертой деревне Григорово. До новой конечной открыли движение ещё двух маршрутов: от вокзала и от троллейбусного депо.

На этом формирование сети линий и маршрутов Новгородского троллейбуса завершилось, хотя генпланом города, утверждённым в 2009 году предусматривалась прокладка линий на правый берег Волхова через Колмовский мост по улице Державина, а также через Деревяницкий мост к так и не осуществившейся застройке Деревяницкого жилого района на продолжениях Большой Московской улицы и улицы 9 Января. Сеть троллейбусных линий достигла протяжённости 27,8 км, для их питания были построены четыре тяговые подстанции, троллейбусное депо укомплектовали 40 троллейбусами.

А дальше начались проблемы со старением парка. К 2016 году, как сообщал пресс-центр Правительства Новгородской области, самыми молодыми троллейбусами в парке оказались 18-летние машины, дополнительно полученные в 1998 году при открытии линии к вокзалу. Всего в троллейбусной части АО «Автобусный парк» тогда было 34 троллейбуса (автобусов было 147). Некоторые из них в 2004-2010 годах успели пройти капитально-восстановительный ремонт в Иванове.

В попытках выхода из тупика в 2012 году из состава МУП ПАТ-2 выделилось МУП «Троллейбусное депо». В 2013 году предприятие было приватизировано, а уже в 2014 году оно снова объединилось с недавними коллегами, но уже под вывеской ОАО «Автобусный парк».

В 2015 году работа троллейбусов была сокращена. От использовании второстепенной линии в Григорово в маршрутном движении пришлось даже отказаться на четыре года, с 2015 по 2019.

С 25 мая 2015 года приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области от 13.05.2015 № 109 на троллейбусных маршрутах №№ 1 и 3 по рабочим дням сокращено количество троллейбусов на четыре единицы (обслуживание одновременно автобусами, получившими №№ 41 и 43, и троллейбусами), а по выходным дням обслуживание троллейбусами прекращено. На троллейбусных маршрутах №№ 2 и 3 в связи с низкой востребованностью в позднее время установлен режим работы с 7:00 до 19:00.

Однако в 2016 году «Автобусный парк» столкнулся с проблемой нехватки автобусов из-за отзыва 82 арендных машин компании «Питеравто». Роль троллейбусов в городе несколько восстановилась, но подвижной состав по-прежнему не обновлялся.

Помощь от соседей

С конца 2010-х помощь с обновлением подвижного состава, как автобусов, так и троллейбусов, Великому Новгороду оказывали две столицы. В 2018 году в Великий Новгород прибыли 13 троллейбусов из СПб ГУП «Горэлектротранс». К тому моменту выпуск на три троллейбусных маршрута составлял 19 машин. В декабре 2019 года АО «Автобусный парк» сумело приобрести два «бэушных» троллейбуса ЛиАЗ-52803 из складских остатков. К декабрю 2020 года парк троллейбусов АО «Автобусный парк» составил 38 машин, но выпуск на линию уменьшился в будни до 17, а в выходные дни до 10 единиц. А в январе 2021 года Великий Новгород получил 10 троллейбусов Тролза-5265.00 «Мегаполис» из Москвы 2012 года выпуска. Подарки принимались новгородцами с комментариями «Техника не с конвейера, но по сравнению с той, что работает на городских маршрутах, практически новая». На начало 2023 года парк троллейбусов АО «Автобусный парк» насчитывает 33 «рогатых» (Тролза-5265, ВМЗ-170, ВМЗ-5298, ЛиАЗ-52803 и ЗиУ-682Г-016), выпущенных в 1998-2012 годах.

В конце прошлого десятилетия альтернативу «классическим» троллейбусам троллейбусам искали в виде других вариантов электротранспорта.

В 2018 году в Великом Новгороде испытали и один электробус российского производства. Продолжения эта ветвь эволюции городского транспорта на берегах Волхова в дальнейшем не получила. В конце того же года велись переговоры об испытаниях электробуса с динамической подзарядкой (троллейбуса с увеличенным автономным ходом) УТТЗ-6241 «Горожанин», но эти планы не осуществились.

Автобусное обновление идёт успешнее

В конце 2019 года АО «Автобусный парк», получивший до этого подспорье в виде подаренных Правительствами Москвы и Санкт-Петербурга старых, но крепких автобусов, получило 28 новых газомоторных автобусов ЛиАЗ-5292.67.

В прошлом году в Великий Новгород поступило 32 автобуса ЛиАЗ-5292.67, работающих на газомоторном топливе — метане. Практически сразу было прекращено обслуживание городских троллейбусных маршрутов № 4 «Троллейбусное депо — Григорово» и № 5 «Вокзал — Григорово», работавших в будни. Движение троллейбусов в деревню Григорово, граничащую с Великим Новгородом, было возобновлено в 2019 году после четырёхлетнего перерыва. Оба маршрута обслуживал один троллейбус, попеременно выполняя рейсы в разных направлениях.

На этом фоне автобусный парк оказался в значительно более выигрышном свете: средний возраст менее пяти лет (с 2018 по 2022 год приобретены 84 автобуса), при этом доля автобусов, работающих на газомоторном топливе — 91%.

Судьба троллейбусов под вопросом

Единый муниципальный перевозчик для Великого Новгорода в лице «Автобусного парка» образован в 2014 году после присоединения к нему ОАО «Троллейбусное депо». С 1 января 2015 года 100% акций ОАО «Автобусный парк» передано из собственности города в казну Новгородской области.

Поэтому именно министерство транспорта Новгородской области, а не муниципалитет Великого Новгорода в 2023 году решает судьбу электротранспорта в областном центре.

1 февраля в Правительстве Новгородской области прошёл брифинг министра транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Константина Куранова. В конце октября прошлого года в АО «Автобусный парк» сменился генеральный директор, на которого возложили задачу повышения качества работы общественного транспорта. А с 1 ноября 2022 года стоимость проезда в автобусах и троллейбусах Великого Новгорода выросла до 33 руб. по карте «Береста» и 35 руб. при использовании иных способов оплаты.

Имеющее статус подразделения городского автобусного парка, троллейбусное депо, по словам министра транспорта, изживает себя. Перед новым директорам «Автобусного парка» поставлена задача развития предприятия, в связи с чем проводится аудит финансов и в целом работы каждого сотрудника. Если при этом руководитель транспортного предприятия сообщит, что принял решение о закрытии троллейбусного депо, то руководитель областного минтранса пообещал чётко проработать, как поступить с сотрудниками: трудоустроить их, либо необходимость в продлении трудового договора будет отсутствовать. Каждого водителя троллейбуса, желающего продолжить работу на предприятии, за счёт средств «Автобусного парка» переобучат на соответствующую категорию водителя автобуса. Срок переобучения займёт максимум три месяца.

При прерывании контракта о деятельности депо, его заменят контрактом с заменой на автобусное сообщение. Вместо 15 троллейбусов на маршруты выпустят 15 автобусов. Как отметил министр транспорта Новгородской области, «В автобусах сейчас экологически чистое топливо — компримированный метан». Ещё одним из плюсов замены троллейбусного депо было названо обеспечение «чистого неба»: специалисты ликвидируют контактную сеть и ряд опор, которые её поддерживают. Так, вид городских улиц станет симпатичнее, сообщило областное СМИ «53 Новости».

Озвученная на брифинге информация, не подтвержающая, с одной стороны, действительную ликвидацию троллейбусного сообщения, содержит, с другой стороны, слишком много деталей из практической стороны вопроса для того, чтобы планы оставались лишь планами.

Газомоторные автобусы менее экологичны, чем троллейбусы

Между тем, неравенство экологического эффекта от использования газомоторного транспорта по сравнению с электрическим нашло отражение даже в методике расчёта показателей федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги», утверждённой распоряжением Минтранса России от 29.12.2022 № АК-343-Р. Коэффициент, учитывающий экологическую безопасность подвижного состава равен 1,0 для тяги, использующей только сжатый (КПГ) или сжиженный (СПГ) природный газ — метан. Для электротранспорта, использующего только электроэнергию из бортового и (или) внешнего источника, коэффициент экологичности подвижного состава равен 1,1, а для автобусов на дизельном, бензиновом или пропан-бутановом топливе 0,8. Таким образом, использование троллейбусов или электробусов в показателях обновления подвижного состава способно принести на 10% больший результат, чем при использовании такого же количества газомоторных автобусов.

С 31 декабря 2022 года полностью закрыто трамвайное движение в Усть-Илимске по решению собственника линии — примышленной группы. С весны 2022 года приостановлено движение троллейбусов на городских маршрутах Москвы и Таганрога. А с 1 июля прошлого года закрыто троллейбусное движение в Белгороде: имущество ликвидируемого троллейбусного предприятия, включая не самые старые троллейбусы, распродаётся на торгах.

Повысить эффективность использования существующих троллейбусных систем возможно с применением троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Такой подход позволяет заметно расширять маршрутную сеть и сократить дублирование автобусными маршрутами. На примере расчётов, сделанных для Воронежа и Тамбова, можно электрифицировать не менее 40% городских маршрутов.

Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

15 − пять =