В очереди за автобусами: регионам открыли «окно возможностей» для обновления техники

0 0

В очереди за автобусами: регионам открыли «окно возможностей» для обновления техники

Новый шанс получить автобусы для обновления местных транспортных предприятий получили регионы благодаря новому распоряжению Правительства России. В ближайшие два года более 4000 автобусов планируется изготовить и передать эксплуатирующим организациям на условиях льготного лизинга. Оператором нового проекта, благодаря которому ведущие автобусные заводы получат гарантированный сбыт продукции, станет АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Производителей троллейбусов и трамваев по понятной причине эта мера поддержки не коснётся.

Автобусы: сколько, как, когда?

30 января Правительством России подписано распоряжение № 185-р, дающее старт инвестиционному проекту «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг». Одновременно расширен ранее утверждённый перечень проектов, в которые возможно инвестировать средства Фонда национального благосостояния. В облигации АО «ГТЛК», выступившего инициатором проекта, предлагается инвестировать до 44 млрд руб. под минимальную доходность 3% годовых. Контроль за реализацией инвестпроекта и целевого использования средств ФНБ возложен на Минтранс России.

За счёт ФНБ планируются поставки по договорам лизинга на льготных условиях не менее 4130 автобусов среднего, большого и особо большого класса для работы в городском и пригородном сообщении.

В 2023 году планируется обновить не менее 1990, а в 2024 году — не менее 2140 единиц подвижного состава на условиях некоммерческого лизинга со сроком лизинга до семи лет и средневзвешенной ставкой по договорам лизинга 6,8%.

Объём капитальных вложений, необходимых для реализации инвестпроекта, составляет 73,333 млрд руб., из которых 29,333 млрд руб. — кредиты и займы, а 44 млрд руб. — средства ФНБ. Ассигнования из бюджетов всех уровней (федерального, региональных, местных) на реализацию инвестпроекта не планируются. Доля средств ФНБ в объёме финансирования составит не более 60%.

АО «ГТЛК» может авансировать поставщиков и подрядчиков техники в объёме до 40% от суммы договоров поставки. А получатели техники смогут начать ей пользоваться без стартовых взносов.

Для реализации инвестпроекта Минтранс России до 28 февраля этого года должен получить заявки от субъектов РФ, а с 1 марта до 1 апреля провести их экспертную оценку и определить будущих участников программы. Затем АО «ГТЛК» должно заключить договоры поставки техники и обеспечить оплату по ним. 1990 автобусов должны быть произведены и переданы в лизинг до 31 декабря этого года, а ещё 2140 единиц — до 31 декабря 2024 года.

Договоры поставки будут заключаться путём проведения АО «ГТЛК» закупок у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «ГТЛК».

Об условиях и правилах отбора заявок Минтранс России в публичной сфере пока не сообщал. Но немало кандидатов на получение новой техники осталось и после прошлогоднего отбора участников программы обновления подвижного состава в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Из 105 крупнейших агломераций страны, охватывающих около 60 млн жителей, заявки прислали 44, а итоговый список получателей мер поддержки насчитывал всего 21 позицию. При этом пожелания даже многих победителей конкурсного отбора были учтены в заметно сокращенном объёме относительно их заявок. Об ограничении перечня участников нового проекта только 105 агломерациями пока также не сообщалось.

Инвестпроект: польза и риски

В последние годы крупнейшие российские заводы по производству автобусов особо большого, большого и среднего классов суммарно выпускали около 4,5 тыс. единиц такой техники в год. Новый инвестпроект, таким образом, будут создавать значительную долю в производственной программе российских автобусопроизводителей. Он может принести в транспортную отрасль как существенный положительный эффект, так и проблемы из-за рисков его реализации. На важных мероприятиях ушедшего года («Российская неделя общественного транспорта — 2022», «Общественный транспорт — 2022», «Транспортная неделя 2022», «BW Expo — 2022» и других) неоднократно обсуждались проблемы, связанные с импортозамещением и достижением технологического суверенитета, а также нарастающей конкуренцией китайских производителей.

Крупные заказы при поддержке ГТЛК позволят улучшить себестоимость автобусов за счёт большой серийности производства, повышая конкурентоспособность автобусов, и позволяя продолжить импортозамещение и локализацию производства узлов автобусов на территории России. Омоложение автопарка с увеличением доли низкопольных транспортных средств будет способствовать росту привлекательности общественного транспорта.

В то же время поставка крупных партий техники в условиях зависимости предприятий российского автопрома от оборудования и комплектующих иностранных производителей, и проблем с их получением из-за экономических санкций, может быть затруднена. В любой момент могут начаться отказы иностранных поставщиков комплектующих поставлять свою продукцию, а налаживание новых логистических связей, поиск новых поставщиков комплектующих или организация их российского производства могут привести к срыву сроков исполнения заказов.

Большие объёмы производства требуют столь же значительного использования низкоуглеродистой листовой стали и алюминиевых сплавов, что требует стабильной работы металлургической промышленности, привнося свои проблемные факторы — дефицит металлопродукции или увеличение её стоимости.

В условиях экономической нестабильности не исключается и возможность сокращения доступных для инвестпроекта средств ФНБ и заёмных средств, а также значительное увеличение стоимости производства автобусов. Со стороны предприятий-перевозчиков фактором риска может оказаться снижение спроса на автобусные перевозки, вызванное экономическими факторами и падением доходов населения. Это отразится и на платёжеспособности перевозчиков, которые должны будут учитывать многолетние лизинговые платежи в своей операционной деятельности.

Производителям и эксплуатантам автобусов помогут. А как же трамваи и троллейбусы?

Новая правительственное распоряжение должно заметно повысить активность АО «ГТЛК» в сфере наземного пассажирского транспорта. В дополнение к рассчитанной на три года (2022-2024) программе нацпроекта БКД, предусматривающей поставку 1161 единицы подвижного состава большого класса (автобусы, троллейбусы, трамваи), портфель заказов лизингодателя увеличится более чем на 4000 автобусов. При этом ГТЛК в отчёте за 2022 год указывает, что за этот период законтрактовала 1099 единиц подвижного состава городского пассажирского транспорта, а всего в собственности компании на декабрь 2022 года находится 5,2 тыс. единиц городского пассажирского транспорта. С 2009 года ГТЛК поставила в 38 регионов свыше 8 тыс. единиц пассажирской техники на общую сумму 67 млрд руб., часть которой уже выкуплена в собственность лизингополучателями.

Между тем, обновление подвижного состава российским регионам требуется в ещё большем объёме. По данным Национального союза страховщиков ответственности, приводящихся в паспорте нового инвестпроекта, на городских и пригородных маршрутах страны работают 183,9 тыс. автобусов, среди которых 56,8 тыс. (31%) старше 10 лет. В то же время значительную часть парка составляют автобусы малого и особо малого класса, обновление которых новым инвестпроектом не предусмотрено.

О разработке инвестпроекта, предусматривающего привлечение 44 млрд руб. из средств ФНБ, Минтранс России сообщал ещё в июне 2022 года. Тогда планировалось что реализация инвестпроекта позволит поставить в регионы 2654 единицы транспортных средств. Увеличение количества подвижного состава более чем в полтора раза при неизменившемся объёме финансирования не могло быть достигнуто иначе как за счёт замены ранее заложенной в расчёты доли трамваев и троллейбусов на автобусы.

В то же время в 2023 год российские производители трамваев и троллейбусов уже вошли с законтрактованными обязательствами, заметно превышающими объёмы поставки техники в 2022 году. При этом сроки исполнения заказов во многих случаях не соблюдаются из-за перебоев с поставками комплектующих нероссийского производства. Поэтому для производителей подвижного состава электротранспорта основной задачей на этот год является не поиск дополнительных заказов, а работа над уже имеющимися, своевременное исполнение которых необходимо для продолжения транспортных реформ в крупнейших агломерациях страны. Попутно им придётся продолжать решать и задачу дальнейшей локализации производства.

В то же время на 2024 и последующие годы для обновления подвижного состава городского электротранспорта необходимо принятие отдельной государственной программы развития городского наземного электрического транспорта (трамвай, троллейбус) до 2030 года. Её разработку и утверждение уже в 2023 году рекомендовано обеспечить Правительству РФ по итогам прошедших в октябре 2022 года парламентских слушаний на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах Российской Федерации».

Помимо обновления инфраструктуры (пути, кабельные и контактные сети), в её задачи должно войти ежегодное обновление подвижного состава в количестве не менее чем 500 троллейбусов и 200 трамваев с ежегодным целевым выделением на эти цели невозвратных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В 2023 году АО «ГТЛК» планирует в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» поставить более 300 единиц пассажирской техники (автобусов, троллейбусов и трамваев) в 13 регионов страны. Первые поставки автобусов в Пермь и Уфу уже выполнены досрочно. Среди ближайших поставок — 17 трамваев для Тулы и 15 троллейбусов с увеличенным автономным ходом для Курска.

Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

1 × 1 =